Используются технологии uCoz
Особо чтимые в Беларуси иконы Божией Матери


Особо чтимые в Беларуси иконы Божией Матери
 

Белыничская
Будславская
Борунская
Минская
Остробрамская
Новогрудская
Юровичская
Коданская
Васьковская
 

Белыничский образ Божией Матери

- одна из святынь Беларуси. Известен с 1623 года, находился в Белыничском монастыре кармелитов. По иконографии -Одигитрия с ребенком на левой руке и скипетром в правой. Согласно преданию, лики Марии и Иисуса были нарисованы ангелом. Существовала версия о происхождении образа из Кутеинского монастыря. В 1635 году ризу на образ подарил К.Завиша. Образ приобрел славу во время войны России с Речью Посполитой 1654-67, когда находился в Ляховичском замке и, как считали современники, помог выстоять осаду российских войск И. А. Хаванского. Точно неизвестно, когда образ вернулся в Белыничи, но с конца 17 века тут фиксировали чудесные исцеления и спасения с его помощью. В 1761 году состоялось торжественное коронование образа коронами освященными в Риме на средства Сапегов и Агинских. Во второй половине 18- 19 веков образ пользовался огромным почитанием христиан разных конфессий, особенно в восточной Беларуси, копии с него известны и в других регионах. Инициаторами его культа были кармелиты. К образу шли огромные процессии и организовывались паломничества, а Белыничи называли Белорусской Ченстоховой. Праздник иконы отмечался 12 апреля. Образ остался на своем месте и после передачи в 1876 году Белыничского костела православному духовенству. В 1930-х после закрытия церкви образ хранился в Могилевском областном краеведческом музее, откуда пропал во время 2-й мировой войны. Был выдающимся памятником белорусской иконописи; более близкая копия середины 17-го века находится в Музее старожитной белорусской культуры Института искусствоведения этнографии и фольклера Национальной АН Беларуси.

Используются технологии uCoz
 

Будславский образ Божией Матери

- один из наиболее почитаемых католических образов Беларуси. Находится в костеле Вознесения Матери Божией в деревне Будслав. Из истории костела: подарен в 1598 году папой римским минскому воеводе Яну Пацу по случаю его перехода из кальвинизма в католичество. После смерти Паца образ перешел к капелану Салакаю, который в 1613 году подарил его собору. Ризу для образа в первой половине 17-го века подарил виленский гвардиан бернандинцев Ф. Калецкий. Образ прославился чудесами исцелений, которые описал настоятель Э. Зелеевич в книге "Зодиак на земле" {1650}. В период войны с Россией с Речью Посполитой 1654-67, образ временно был вывезен в местечко Соколка на Белосточине. Бернандинцы Литовской провинции пропагандировали культ образа. С начала 19-го века печатали с него гравюры. После прекращения деятельности собора в 1859 году известность образа пошла на убыль. С начала 1990-х годов возобновляется его культ, происходят паломничества пилигриммов, приуроченные ко дню памяти иконы - 2 июля. В этот же день в 1996 году папский нунций архиепископ Д. Грушевский провозгласил папское послание, в котором Матерь Божия Будславская была объявлена покровительницей Минско-Могилевской епархии. Образ написан маслом на полотне размером 72 х 65 см., иконографично принадлежит к западно-европейскому типу Одигитрии. Реставрирован в 1991-92 году В. Лукашевичем.

 

Борунский Образ Матери Божьей.

Находится в костеле Борунского Петропавловского монастыря {деревня Боруны Ошмянского района}. В начале 19 века был одним из самых почитаемых на Виленщине, в настоящее время - одна из наиболее почитаемых святынь Беларуси. Вначале образ принадлежал базилианскому монаху Иасафату Бражицу, который в 1671 году был игуменом монастыря в Полоцке, хранил образ в келие, умер в 1683 году в Витебске. Базилианский историк Стебельский сообщает, что еще при жизни Бражиц отдал образ набожному Николаю Песляку, который основал Борунский монастырь в 1692 году и передал туда образ. Он уцелел от пожара и был размешен в особом алтаре построенного в 1715 году храма. Впервые образ упоминается в 1705, а в 1712 году в Супрасли напечатана книга митрополита Л. Кишки о его чудесах. Известна гравюра с образа 18 века. По В.Новаковскому в начале 19 столетия М.Важинский взял образ в свой дом в Олянах, а базилианам дал взамен копию. После передачи Борунского храма католикам в 1919-м, в 1926 образ был возвращен Важинским в костел, в 1927 отреставрирован виленской художницей Г.Шрамовной. Иконография образа - Одигитрия. Спаситель на левой руке, облачен в белый хитон, слегка отклонен от матери. Мария в хитоне вишневого цвета и сине-зеленом мафории, низко опущенном на лоб. Вокруг голов слабое свечение с лучами. Фон - коричневый с кирилличными монограммами Матери Божией и Христа. В каталоге Виленской диадезии 1935 образ характеризуется как явленный и чудодейственный. Судьба образа после 1939 точно неизвестна. По устным свидетельствам оригинал пропал во время 2-й мировой войны в результате несоответствующих условий хранения.

Используются технологии uCoz
 

Минский образ Божией Матери

одна из христианских святынь в Беларуси. По преданию, эту икону привез князь Владимир Святославович из Корсуни {Херсона}, и со времени крещения Руси она находилась в киевской Десятинной церкви. Образ уцелел при разграблении Киева татаро-монголами в 1240 году, в конце 15 века во время набега на Киев крымские татары сняли с него дорогую ризу, а сам образ бросили в Днепр. По легенде в 1500 икона таинственным образом появилась в Минске на реке Свислочь напротив замка. Ее заметили горожане по необычному свету, сиявшему в этом месте, и торжественно перенесли ее в замковую церковь Рождества Богородицы. После заключения Брестской унии 1596 года вокруг церкви и образа велась борьба между минским магистратом и митрополитом Михаилом Рогозой. 18 октября 1616 года по распоряжению униатского митрополита Иосифа Руцкого образ перенесен из замковой церкви в храм Свято-Духова монастыря. Минские мещане просили разрешения на строительство новой церкви в замке и перенесения в нее чудотворного образа. Разрешение на строительство Иосиф Руцкий дал, но образ оставил на "вечное время" в церкви Святого Духа под опекой базилиан более чем на 200 лет. После присоединения Минска к Российской империи {1793} и прекращения унии {1839}, Свято-Духовская церковь была переименована в Петро-Павловский кафедральный собор. В 1852 году образ был украшен новой серебрянной ризой с драгоценными камнями и короткой исторической подписью снизу; над главами - венцом с бриллиантами. В ящик около образа люди клали пожертвования и благодарственные письма за исцеления. В 1920-е годы ценная риза с образа была конфискована, в 1936 собор взорвали, образ передали в музей. В начале Великой Отечественной войны образ был спасен верующими и в 1941 году внесен в собор св. Катерины на Немиге. После закрытия церкви на Немиге в 1945 святыню перенесли в Свято-Духов собор, где он и находится в киоте в северном нефе по сей день и по-прежнему пользуется огромный любовью и популярностью среди верующих. Образ написан темперой на левкасе на деревянной основе с ковчегом; его размеры 140x105 см. По иконографии - Одигитрия. Первоначальная живопись находится под записями, сделанными в разные годы. В 1990 году образ отреставрирован П. Журбеем.

 

Остробрамский Образ Божией Матери

- одна из главных христианских святынь в Литве и в Беларуси, Находится в часовне Виленских Острых Ворот ("брама" в переводе с белорусского -"ворота", отсюда и белорусское название иконы - "Остробрамская")в г. Вильнюсе (бывшая Вильна). Почитается католиками и православными. Представляет поясной образ Девы Марии, написанный темперой на дубовой доске. Наиболее известна корсунская версия происхождения образа, которую в 1839 году напечатал Т. Нарбут. По этой версии образ был привезен в Вильну великим князем Великого Княжества Литовского Ольгердом после успешного похода в Крым в 1363 году из г. Корсуни /Херсонес/, расположенного в границах современного Севастополя. Великая княгиня Ульяна отдала образ в основанный ею монастырь Святой Троицы. В конце 14 века, когда Вильну обнесли стеной, образ поставили над Медницкими Острыми Воротами. Когда монастырь Святой Троицы стал униатским, часовня рядом с воротами вместе с образом перешла под опеку кармелитов. Для иконы в 1621 году вице-канцлер Стефан Пац и виленские бургомистры Дубовичи основали монастырь недалеко от Медницких ворот. С 1655-го по 1661 год Вильна была оккупирована русскими войсками, и кармелиты решили вывезти икону в безопасное место. Как утверждает Н.Соколов, при содействии виленского мещанина Ю.Селедчика икона Богородицы и другие ценные реликвии были отправлены в Кенигсберг. Ходили слухи, что в пути Селедчик и его помощники были ограблены якобы «русскими казаками». Царь Алексей Михайлович в июне 1658 г. в письме к виленскому воеводе М.Шаховскому потребовал отыскать эту святую икону. Вызванный на допрос Селедчик признался, что действительно отвез икону в Кенигсберг и там продал ее униатским монахам. Безуспешными оказались розыски послов. Однако в 1661 г. икона возвратилась или, как говорят, «новоявилась», а так как ветхая от времени часовня была уже разобрана, ее разместили в костеле св. Терезы. Святой образ Богородицы в том древнем подлинном виде, каким он явился в Вильне, почти не сохранился; вследствие многочисленных реставраций он неоднократно видоизменялся, становясь все богаче и утонченнее. Следует отметить, что сторонники новоявленной иконы не приходят к определенному и единому мнению о том, кем, когда и где она была написана. Одни утверждают, что образ, возможно, принадлежит кисти неизвестного виленского художника краковской школы и написан он на 8 сбитых в щит дубовых досках размером 2 м х 1.63 м. Другие придерживаются мнения, что икона была написана специально для Острых Ворот примерно в 1520 – 1530 годах и выполнена темперой на тонком меловом грунте, а на рубеже ХVII – XVIII переписана маслом. Автор ее неизвестен – возможно итальянец или местный художник итальянский школы. Третья версия также не называет имени автора, а лишь сообщает, что икона появилась в Вильне в 1620 – 1630 годах, но нетрадиционное скрещение рук Богоматери и тот факт, что Она изображена без младенца, указывает на манеру Нидерландской живописной школы, точнее художника Мартина де Восса (1532 - 15602). Пресвятая Богородица на иконе одна, без младенца. Она немного наклонена вправо. Лик выражает благоговейное смущенное смирение, руки крест накрест сложены на груди. Верующие в лике Мадонны усматривают и выражение особой жалости, и благостного милосердия к страждушим, которые предают себя Ее попечению. Сложение рук Пречистой свидетельствует о покорности Ее Господу и желании привлечь к себе и утешить всех страждущих. Считается, что выражение лика Девы Марии меняется согласно состоянию души, обращающегося к Ней. Историки предполагают, что Пречистая Дева могла быть изображена в момент великого события, когда к ней явился архангел Гавриил с благовестием о грядущем воплощении в ней Спасителя мира. Этот образ мог быть половиной большой иконы Благовещения с изображением на ней также архангела Гавриила, и эта вторая половина, возможно, осталась в Херсонесе или была преподнесена самим Ольгердом кому-либо в качестве почетного дара. Но прямых доказательств этому пока нет. Существует легенда о том, что прототипом образа послужила Барбара Радивилл, необычайная красота и драматичная судьба которой сделали ее легендарной личностью. В книгах, повествующих о чудотворных иконах 1650-1687 гг. Остробрамский образ еще не упоминается. Первое письменно засвидетельственное чудо, связанное с этим образом, - воскресение умершей девочки - относится к 1671 году. Широкую известность образ приобрел в 1702 году после поражения шведов, которые пытались его повредить. Наибольшее впечатление на жителей города имели неоднократные способы чудесного спасения образа во время погромов Вильны в 1706, 1748, 1749 и 1754 гг. В 1755 г. была напечатана песня, прославляющая эту икону как охранительницу Вильны. Тогда же был установлен праздник в честь заступничества Пречистой. Праздник Острообрамской иконы Божией Матери отмечали римокатолики и униаты, литургии проводились по латинскому и греческому обрядам. Острые Ворота стали самым святым местом в Вильне в 19 веке. Острообрамская Матерь Божия почиталась как покровительница земель Литвы и Беларуси. В 1859 году напечатана онтология стихов, посвященных этому образу. Появились многочисленные копии образа, распространялись медальоны с его изображением. 2 июля 1927 г. на образ торжественно возложены золотые венцы. На кафедральной площади состоялась торжестенная коронация образа Пресвятой Девы Марии. Тогда же ей был присвоен титул Матери Милосердной. В торжестве приняли участие высокопоставленные особы: ватиканский дипломат (позднее папа Римский Пий ХI), президент Польши, более 30 епископов, члены правительства. До этого была проделана кропотливая работа по реставрации святыни. Для достойного украшения образа и часовни местные жители пожертвовали большое количество драгоценностей. Прежние короны из позолоченной меди были заменены золотыми, изящно украшенными дорогими камнями. Над обновлением оклада самозабвенно трудились ювелир К. Гожуховски и реставратор профессор И. Рутковски. Копии образа находятся во многих храмах Беларуси и Литвы.

 

Новогрудский образ Божией Матери.

Находится в костеле Новогрудского иезуитского коллегиума. Образ привез в Вильну в 1615 г. солдат, который вывез его из Вязьмы во время войны Речи Посполитой с Россией 1609-18 гг. Затем он подарил эту икону виленскому мещанину, кузнецу П. Богуцкому, от детей которого образ перешел к М. Коломыйскому, который в свою очередь подарил его К. Процлавскому, канонику Виленской кафедры. В доме каноника образ прославился 54 чудесами. 17 декабря 1662 г. образ был торжественно перенесен в костел иезуитов в Новогрудке, где за 20 лет отмечены еще 20 чудес. В 1673 году комиссия во главе с Виленским викарным епископом М. Служским признала факт чудотворений. Тогда же в Виленской типографии иезуитов напечатана история образа с гравюрой Вилонца. В 1684 году вышло аналогичное издание Дреуса на латинском языке с гравюрой Л. Тарасевича, изображающей икону, а также указатель мест паломничества к 14 чудотворным образам, в том числе и к Новогрудскому. Образ был включен Г. Шерером в перечень чудотворных образов Девы Марии, известных в Европе (1710 г.). На этом образе Матерь Божия представлена стоя, изображение поясное, левая рука на уровне пояса, правой держит Младенца. Мафорий в складках покрывает голову, обвивает ее фигуру наподобие плаща, голова в венце наклонена к Младенцу, Ее взгляд направлен на зрителя, Младенец в длинном хитоне с цветочным узором повернут в три четверти к Божьей Матери, обе Его руки протянуты перед собой, персты рук сложены в благословляющем и указующем жестах, на голове венец. Возможно на гравюре Тарасевича показаны накладные металлические венцы. В общих чертах, композиция напоминает старинный византийский образ наподобие Холмского. В верхних углах гравюры - гербы Б. Уняховского и кого-то из новгородского рода Дуниных. Теперь в кафедральном костеле Преображения Господня находится образ на полотне, украшенный металлической ризой, по иконографии очень похожий на гравюру Тарасевича. Он был отреставрирован и исследован в Варшаве. М. Коломайская считает его копией второй половины 18 века, сделанной с оригинала, который погиб при пожаре костела в 1751 г.

 

Юровичская Милосердная икона Божией Матери

По археологическим данным славянское поселение на месте современных Юровичей появилось в конце 10 века. Первое письменное упоминание о нем относится к 1510 году. Впоследствии село получило статус местечка. Оно входило в Мозырский повет Минского воеводства ВКЛ, расстраивалось и богатело благодаря выгодному расположению у реки Припять и при дороге из Мозыря в Лоев. Во второй половине 17 века тут обосновались представители католического ордена иезуитов, с деятельностью которых связано появление в Юровичах чудотворной иконы Божией Матери и возведение здесь храмового комплекса. Эта икона, исполненная в церковно-художественном стиле «Богоматерь Одигитрия (Путеводительница)», по заключению экспертной комиссии искусствоведов, была написана, предположительно, в начале 17 века на территории Речи Посполитой, в ее белорусской или украинской части, т.к. в оформлении образа заметно сильное влияние православной иконописной традиции. Первое упоминание о ней относится к 1630 году, когда она была в собственности коронного гетмана и Краковского каштеляна Станислава Концепольского (1591-1646). Это был выдающийся государственный и военный деятель своей эпохи, одержавший немало побед над шведами, татарами и русскими. В общем-то удачливый полководец, он, однако, в 1628 году под Переяславом потерпел страшное поражение от украинских казаков. Как свидетельствовал современник, летописец Самуил Величко, казаки поляков «…всех почти до единого побили и знамя их гусарское стрельбою все подиравили». В руки победителей попала вся польская артиллерия и обоз, немногие уцелевшие (и коронный гетман в их числе) искали спасения в бегстве. Казаки уже почти настигли С. Канцепольского, предвкушая, как они посадят столь знатную персону на кол. По семейному преданию, в отчаянии каштелян вознес горячую молитву о своем спасении Божией Матери – и свершилось чудо, преследователи отстали. С. Возможно именно тогда, по специальному заказу Концепольского, для него была написана или приобретена икона Божией Матери, с которой военачальник уже не расставался во всех своих походах и боях. После кончины С.Концепольского икона в 1653 году была передана его родными в иезуитский коллегиум города Бар, на Подолии. Потом она перешла в иезуитский коллегиум г. Львова, где впервые священнослужителями и верующими было замечено, что после искренней молитвы перед ней совершаются многие чудеса. Один из членов львовского коллегиума, молодой ксендз Мартин Тырновский был направлен в 1661 году своим руководством для проведения миссионерской деятельности на Волынь. Перед отъездом ректор коллегиума вручил ему чудотворную икону Божией Матери. Проведя 12 лет в разъездах по Украине и Беларуси М.Тырновский весной 1673 года прибыл в Юровичи. По преданию, проведя тут некоторое время, он отправился в дальнейший путь, но вдруг, на выезде из местечка, произошло неожиданное. Его кони встали как вкопанные и ничто не могло их заставить сдвинуться с места. Пораженный священник вдруг явственно услышал глас Божией Матери, которая сказала, что ее чудотворный образ должен остаться в Юровичах для укрепления здесь христианства. Проповедник остался в Юровичах и вскоре, с помощью местных жителей, построил здесь, на горе, каплицу. Она была освящена 8 сентября 1673 года и сюда торжественно была помещена чудотворная икона. С этого времени и до наших дней она считается покровительницей и заступницей Юровичей и всего Мозырского Полесья, ее одинаково почитают как католики, так и православные. 18 марта 1674 года, как гласит запись в делах мозырского суда, владелица половины юровичского имения Барбара Юдицкая за 10 тысяч польских злотых уступила ее Овручской иезуитской коллегии. В этом же году иезуитам досталась и вторая половина имения – в дар от владелицы Марианны Котарской. В 1680 году глава украинских иезуитов Бартоломей Возовский учредил в Юровичах постоянную миссию своего ордена и сформировал тут причт священнослужителей при чудотворном образе Матери Божией. Первый суперприор миссии М.Тырновский скончался в Юровичах 20 апреля 1684 года и был здесь похоронен. К этому времени в местечке на месте каплицы был выстроен деревянный костел, и при нем здание миссии, в котором постоянно проживало несколько иезуитов. Между тем, слава о чудесах, творимых Юровичской иконой Божией Матери распространилась по всей Речи Посполитой. Этому значительно содействовала изданная в 1742 году в г.Познани книга суперприора Юровичской иезуитской миссии книга «Криница ласк духовных Девы Марии с гор Юровичских». (В 1755 году издание было повторено в г.Несвиже). В этом богословском сочинении, состоящем из 14 глав, приведено множество конкретных примеров чудесных спасений, исцелений и других богодеяний, связанных с заступничеством Матери Божией. Вот лишь некоторые из них. В 1686 году у юровичского прихожанина Пригородского умер его горячо любимый сын. Горе родителей было безмерно. Когда тело покойного уже укладывали в гроб, родители упали крестом подле него, со слезами прося Бога и Матерь Божию о помощи. И вдруг на глазах множества собравшихся на траурную процессию людей произошло великое чудо: сын ожил и встал из гроба. 23 августа 1724 года при пожаре в усадьбе мозырского земского писаря Теофила Ленкевича задохнулся от дыма и умер его малолетний сын. Перед похоронами родители ребенка зажгли свечи и, преклонив колени, долго и горячо молились перед образом Божией Матери, прося вернуть им сына. И молитвы были услышаны – ребенок воскрес. Бывшие свидетелями этого чуда родственники и соседи Ленкевичей радостно славили Богородицу. В 1730 году юровичский житель Рутковский, переправляясь на лодке через Припять, случайно перевернул ее и начал тонуть. Люди, видевшие это с берега, бросились его спасать, но после длительных поисков так и не нашли. Тогда они обратились с молитвами к Матери Божией и она вновь явила чудо: Рутковский сам невредимым вышел из реки на берег. Верующие были искренне убеждены, что от этого чудотворного образа исходит особая благодать и целительная сила, способная спасти в безвыходной ситуации, освободить душу и тело человека от различных недугов. Уже с 70-х годов 17 века появляются посвященные Юровичской чудотворной иконе специальные молитвы, духовные песнопения, проповеди и стихотворения, ей приносились богатые дары. Так, в 1694 году прихожанин Грохольский сделал в казну Юровичского костела большой денежный взнос за выздоровление своих сыновей, в 1696 году прихожанин Шукшта с женой пожертвовали драгоценный перстень за возвращение здоровья, в 1731 году офицеры коронных войск Михаил Рожановский и Язеп Веселовский – также значительный денежный взнос за исцеление от полученных в бою ран. Случались и иные примеры благодарности. В 1676 году киевский градоначальник Якуб Санковский, немало, очевидно, нагрешивший на этом посту, подвергся Божьей каре за отход от Святых заповедей. У него начались сильные навязчивые видения чертей, которые хватали его и тащили за собой в пекло. (Судя по клиническим признакам, воевода допился до белой горячки). Никакие снадобья местных и заморских лекарей не помогали. Однако, на счастье градоначальника, один из знакомых посоветовал ему обратится к Матери Божией Милосердной. После искренней покаянной молитвы и принятия обета паломничества в Юровичский храм, навязчивые видения разом исчезли. Обрадованный Я.Санковский сразу же направился для поклонения чудотворной иконе. Доехав до границы Мозырского повета, он слез с коня и оставшийся путь (9 миль, ок. 60 км.) проделал на коленях. Впоследствии градоначальник оставил свой пост и вступил в монашеский орден францисканцев. Кроме книги Ф.Колерта творимые Юровичской чудотворной иконой благодеяния фиксировались местным клиром в специальных «квотах», которые хранились в главном алтаре храма. Уже во второй половине 19 века последний юровичский ксендз Гуго Годзецкий, предвидя скорое закрытие царскими властями своего костела, решил сохранить чудотворную икону Божией Матери для потомков. По его просьбе талантливая художница из м.Деречин Ядвига Кеневич изготовила точную копию иконы и каноник тайно заменил ей оригинал. Настоящую чудотворную икону он передал на сохранение своей прихожанке, очень набожной Габриэле Горват, жене предводителя дворянства Речицкого уезда. Через несколько месяцев после этого костел был закрыт и впоследствии передан в православную епархию. При этом бывший костел был освящен по православному обряду, после чего, согласно христианским канонам, чудодейственная сила чудотворного образа передалась и его копии (списку). Характерно, что известный М.Н.Муравьев («Вешатель»), генерал-губернатор белорусских губерний, принимавший решение о закрытии юровичского костела, лично распорядился о чудотворной иконе. В своем письме Минскому губернатору он уточнил: «…принимая во внимание то обстоятельство, что икона, которой приходят поклоняться православные, как принадлежность церкви, должна оставаться в ней…». Габриэла Горват два десятилетия тайно хранила святыню у себя, а незадолго до своей кончины, в мае 1885 года поехала в Краков и передала чудотворный образ в местный иезуитский коллегиум. С иезуитов она взяла письменное обязательство вернуть икону в Юровичи, когда там вновь появится костел. В настоящее время оригинал чудотворной иконы находится в костеле Св. Барбары в Кракове. Изготовленный Я.Кеневич список чудотворной иконы находился в юровичской церкви с 1865 по 1930 год, вплоть до закрытия храма. После этого он долго хранился в семье бывшего местного церковного старосты Лапусты, некоторое время в одном из гомельских музеев, а ныне находится в главном алтаре мозырского католического костела Св.Михаила Архангела. Третий список Юровичской иконы Божией Матери Милосердной был чудесным образом обретен 24 апреля 2006 года в самом Юровичском православном мужском монастыре. После проведения в Минске научно-искусствоведческой экспертизы и реставрации список образа был возвращен обратно в монастырь. Минской епархией Белорусской Православной Церкви принято решение о ежегодном проведении в праздник Похвалы Богородицы крестного хода в Ее честь из Мозыря в Юровичи и проведение там торжественных Богослужений. До нас дошла написанная на польском языке молитва, обращенная к Юровичской иконе Божией Матери (время написания и составители неизвестны). В переводе она звучит следующим образом. «Господи! Ты, который после непорочного зачатия Девы Марии уготовил Сыну своему достойное обиталище, просим Тебя, чтобы так же, как и Ее после смерти Сына от всяческих бедствий сохранил и нам вслед за ней позволил безгрешными перейти к Тебе. Ради Сына Твоего Иисуса Христа, который живет и царствует с Тобой на веки веков. Аминь».

Обретенный в 2006 году список Юровичской иконы Божией Матери

 

Коданский образ Матери Божией.

Скульптурный прообраз иконы найден в 1313 году в скалах над рекой Гваделупа и приписывается евангелисту Луке. В Риме находилось его живописное повторение, как бы выполненное Св. Августином. История появления образа в местечке Кодань {теперь деревня в Люблинском воеводстве, Республика Польша} имеет драматический характер. М. Сапега, находясь в Ватиканской оратории, так был очарован образом Матери Божией, что захотел любым способом привезти его в Кодань. Подкупивши сакристиана за 500 дукатов, он получил образ и ночью вывез его из Рима. Когда обнаружилась пропажа, суд нунция в Варшаве присудил Сапеге год тюрьмы, возвращение образа, пеший поход в Рим и окончание начатого им в 1629 году строительства костела в Кодани. В 1635 году Сапега поехал в Рим и получил разрешение забрать образ в свой костел, он подарил венцы, скипетр и символы солнца и месяца на икону. 8 января 1636 года во время освящения в Кодани костела св. Анны образ был перенесен туда из замка. В 1657 году шведы и семиградцы ограбили костел. Вскоре после этого король Ян II Казимир навестил Кодань и пожертвовал образу дорогой рубин. Дорогую серебрянную ризу и вуаль, украшенную жемчугом, изготовила Констанция из рода Гербутов, муж ее, Я. Ф. Сапега, отстроил костел. История образа была описана Я. Ф. Сапегой и вначале напечатана под именем ксенза Я Валицкого " Historia przezacnego obrazu kodenskiego Panny Maryi" {Торунь, 1720}, позже переиздана под собственным именем " Monumenta antiguitatum Marianatum"{Варшава, 1721}. Современные историки не нашли подтверждение легенды о вывозе образа из Рима. Его культ начался с издания книг Я. Ф. Сапеги благодаря его же стараниям; образ, с согласия папы Климента XI, был коронован 15 августа 1723 года {вторым в Великом Княжествк Литовском после Троцкого образа}. В 1875 году, когда костел был закрыт царской властью по приказу ген. губернатора Кацебы, образ был перевезен в Ченстохово, Польша. В 1927 был возвращен в Кодань. Написан маслом на холсте 223x128 см в начале 17 века {так считают современные историки искусства}. Матерь Божия изображена в полный рост, в правой руке скипетр, на левой маленькая фигурка Иисуса в широком плаще, над головами королевские короны. Образа такого типа в 18-19 веках появились в православных церквях под названием "Прибавление ума".

 

Васьковская икона Божией Матери

Около 1760 года крестьянин села Мелешковичи Мозырского уезда Минской губернии Иван Дидько в поисках заблудившихся на острове Васькове волов обрел среди ветвей грушевого дерева близ колодезя икону Богоматери с Предвечным Младенцем в необыкновенном сиянии. Мелешковицкий помещик Казимир Оскерко, узнав о явлении сей иконы, построил на месте обретения часовню, а позднее- Крестовоздвиженскую церковь. И икона некоторое время находилась в этой церкви, а затем находившаяся там икона была перенесена в Троицкую приходскую церковь села Ельск того же уезда, а в Васьковской церкви остался список с явленной святыни, сделанный в большем размере против подлинника. В архиве Мелешковской Богородице-Рождественской церкви хранится рукописная книга, в которой описаны чудеса, свершившиеся над больными от Васьковской иконы с 1773 по 1787 год. В 20-е годы XX века, когда часто менялась власть, чудотворная икона пропала, а в 1930 году Ельский храм был закрыт. В Ельской Свято-Троицкой церкви хранился список неизвестного автора. Во время реставрации в 2008 году, оказалось, что под бисером, которым была выложена икона, находится рисованное изображение Божьей Матери. После обновления икона была возвращена в Ельский храм. День празднования - в неделю Фомину

Главная

Используются технологии uCoz