Вторник, 17.07.2018
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
)
Стоики православия
На сегодняшний день собраны все материалы на прославление в лики святых еще троих новомучеников.
Яркие личности в этом ряду — протоиерей Владимир Серебряков (последний настоятель Юровичского храма) и его жена Ливия.



Школьный учитель уже в зрелом возрасте, в 43 года, решил посвятить оставшуюся жизнь служению церкви. И это в то время, когда из-за страха перед большевистским террором многие священники снимали с себя сан. Отцу Владимиру достался приход в деревне Лясковичи Петриковского района.

В 1930 году в деревне восстали крестьяне из-за того, что отправляли в ссылку их зажиточных односельчан. Крестьяне протестовали и против размещения в храме склада зерна. В организации недовольств обвинили отца Владимира, арестовав его на два месяца. Пришлось вместе с семьей переехать в Юровичи. Но и туда докатилась волна закрытия храмов. В сентябре 1937-го Серебрякова поместили в мозырскую тюрьму. Незадолго до того его вызывали в «органы» с предложением написать в местной газете о своем отречении от Бога и священнического сана. Угроза расстрела за непослушание не испугала: «Ну и пусть, я буду знать, что я умер за веру».

Ему припомнили «руководство крестьянским восстанием», а вдобавок приписали организацию контрреволюционной группы из оставшихся репрессированных участников восстания. Вскоре на заседании особой тройки НКВД БССР было принято постановление о расстреле Серябрякова и еще 18 обвиняемых, проходивших по делу.

В семье священника осталось четверо детей. Младшая Людмила Владимировна Касьян теперь живет в Юровичах. Но и сегодня, в свои 80 лет, помнит обстоятельства той страшной ночи: «Мама не плакала, не кричала, спокойно себя вела. Отец попрощался с мамой, подошел к моей кровати, благословил меня. И всё, ушел. Больше я его не видела. Но он меня благословил. Его благословение всю жизнь со мной было». В феврале 1938 года арестовали и Ливию Юльевну: по стандартному обвинению — как активную участницу контрреволюционной группировки. За арестом тоже последовал расстрел.

Говоря о перспективах канонизации, которой безусловно заслуживают ревностные служители православия, отец Александр выразил надежду, что она должна свершиться в ближайшие два года: «Канонизация — это во многом выполнение заветов апостола Павла в том, что жизненный путь, мужество, твердость веры этих людей для мирян — пример высокого нравственного служения обществу. Ко всему они еще внесли и немалый вклад в развитие тех мест, где жили и служили».


В списках кандидатов на канонизацию и священник Житковичского прихода Созонт Савич.



Он был почетным гражданином Житковичей, в 20-е годы спас десятки его жителей от еврейских погромов банды Булак-Балаховича. Чудом можно считать то, что обретены нетленные останки Созонта Савича. Они захоронены в склепе рядом с церковью Святой Параскевы Пятницы в Житковичах.

Служение священника в Житковичском приходе совпало с трудным для страны временем. Бесчинствовали польские легионеры, оккупировавшие республику в августе 1919 — июле 1920-го, банда Булак-Балаховича и «самостийные» атаманы, чинившие беззаконие на протяжении всего 1921 года. Самыми уязвимыми и беззащитными жертвами стали люди еврейской национальности.

Находясь в пекле бесчинств, отец Созонт делал все возможное, чтобы оградить людей своего прихода от несчастий не только Словом Божьим, но и конкретными действиями. Балахович приказал собрать всех местных евреев и расстрелять из пулеметов. Но приговоренные куда-то исчезли. В случившемся главарь банды заподозрил священника. На допросе тот на коленях умолял бандита не убивать ни в чем не повинных людей, не проливать кровь. Ничего не добившись, Балахович был вынужден отпустить священника.

Но все же отца Созонта по наговору арестовали — за то, что «в период бело-польской оккупации в 1919 году проявил себя врагом рабочих и крестьян и внушал им, что Советская власть — это власть грабителей и бандитов и существовать она ни в коем случае не будет…». На защиту батюшки встали жители Житковичей и окрестных деревень. Под ходатайством подписались более ста человек. Было еще одно письмо, со списком в сорок подписей от граждан еврейской национальности. Лояльность отца Созонта к любой власти и его аполитичность были очевидны. В каждом человеке он видел прежде всего образ божий. Дело закрыли. Однако в 1930 году последовали новые обвинения в антисоветской деятельности и арест. В тюрьме, по словам его близких, священника больше всего удручало одно обстоятельство. Когда-то рискуя жизнью, он укрыл в своем доме от банды Булак-Балаховича десятилетнего мальчика. Тот вырос и принял участие в аресте отца Созонта, при этом отличался наибольшей жестокостью по отношению к своему спасителю.

Муж одной из дочерей священника был членом НКВД. Дочь приезжала в Житковичи уговорить отца отказаться от всего и уехать в Минск, где о нем никто не знает. На что отец Созонт ответил: даже если ему придется умереть, от духовного сана своего не отречется.

Позже один из местных жителей рассказывал о человеке, который пьяным хвастался друзьям, что принимал участие в расстреле священника. По его словам, батюшку вместе с двумя другими приговоренными к смерти привели к месту казни в окрестностях Житковичей и заставили рыть для себя могилу. Священнику было 65 лет. Улучив момент, он подговорил осужденных совершить побег, когда толкнет или ударит лопатой конвоиров. Так и произошло, но солдаты вовремя спохватились и расстреляли двух беглецов. Священника, по словам очевидца, закопали живым.

Это лишь несколько из множества примеров стоического служения новомучеников земли Полесской православной церкви, их высокого гражданского подвига.

О. Александр Лопушанский. Туровская епархия.
Поиск
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный хостинг uCoz